Если ребенок не выговаривает несколько звуков, то родители могут этого не замечать. Но когда ребенок не может произнести «р-р-р», мамы и папы очень волнуются. Конечно, звук «р» очень яркий, его произношение украшает речь, а отсутствие сильно заметно. Сегодня логопед Ольга Павлова рассказывает о том, как помочь ребенку «зарычать».
Самые распространенные ошибки
Что нужно, чтобы получился звук «р»? Рот слегка приоткрыт, широкий язык поднят и как бы приклеен к нёбу, касаясь боковыми краями коренных зубов. Кончик языка касается бугорков за верхними резцами и при сильном выдохе на него по средней линии вибрирует. При этом подается голос, так как звук «р» звонкий.
Звук «р» может вовсе отсутствовать в речи ребенка. Тогда вместо КОРОВА слышим «каова». Может заменяться на другие звуки, например, на «л» или «й» («кайова»). Бывает, что звук есть, но он искажен. Это всем известное горловое произношение. Существуют и другие варианты искажения и замен, но они встречаются реже.
Звук «р» может появиться у ребенка в любом возрасте. Иногда годовалый малыш способен удивлять чистым «рычанием», а иногда и взрослые люди продолжают говорить неправильно. Если до шести лет звук «р» не появился, то рекомендуется обратиться к логопеду.
Причины нарушения звукопроизношения
На отсутствие или искажение звука «р» могут влиять несколько факторов.
Первый и очень важный – длина подъязычной связки (уздечки). При ее недостаточной длине ребенок не сможет поднять и удержать язык за верхними зубами.
Второй – наличие неврологической симптоматики. У детей, имеющих диагноз «дизартрия», мышцы языка могут быть вялые или, наоборот, излишне напряжены. Такое состояние языка мешает ему осуществить подъем к верхним зубам. Кроме того, дети с дизартрией, как правило, не могут создать сильную воздушную струю для выдоха на язык. А без этого не получится вибрации кончика языка.
Третий фактор – сила привычки. Многие дети, особенно те, которые заменяют звук «р» горловым, считают, что они говорят правильно. Поэтому необходима длительная работа, чтобы дошкольник понял, в чем разница между точным и искаженным произношением, и закрепил верное произношение.
Четвертый фактор – сниженный фонематический слух (то есть слух, отвечающий за различение речевых звуков в потоке речи). В случае замены звука «р» на другие звуки нужно проверить фонематический слух ребенка (о нем шла речь в одной из моих статей). Возможно, маленький говорун не слышит разницы между, например, «л» и «р», поэтому заменяет «р» на «л» и нисколько не задумывается над этим.
Реально ли научить ребенка произносить звук «р» без помощи логопеда? Возможно, но не всегда. А иногда можно научить неправильно, добавив этим лишнюю работу логопеду и ребенку по переучиванию. В любом случае, консультация специалиста перед началом занятий и в процессе работы не будет лишней.
Упражнения для постановки звука
Для правильной артикуляции звука «р» необходимо сделать привычными для ребенка следующие действия:
1. Язык всей поверхностью должен приподниматься к нёбу, касаясь боковыми краями верхних боковых зубов. Какие упражнения будут этому способствовать? (Не забудьте сесть с ребенком перед большим зеркалом.)
Упражнение «Блинчик». Рот спокойно открыть. Широкий расслабленный язык положить на нижнюю губу. Удержать 5 секунд, выполнить 5 раз.
Упражнение «Лошадка». Цокаем языком в быстром и медленном темпе. Особенно полезно цокать в медленном темпе, потому что в этом случае растягивается подъязычная связка.
Если у ребенка получается упражнение «Лошадка», то он без труда освоит и упражнение «Грибок». Обратите внимание, что при медленном «цокоте» язык остается присосанным к нёбу, а уздечка натягивается, как ножка у гриба. Попросите ребенка зафиксировать язык в таком положении. Удерживайте язык в этом положении 5 секунд. Повторите не меньше пяти раз.
2. Кончик языка при произнесении «р» вибрирует, поэтому нужно его потренировать ритмично касаться нёба. Для этого делаем такие упражнения.
Упражнение «Пулемет» выполняется так: нужно открыть рот и немного улыбнуться. Кончик языка бьет за верхними зубами на бугорках, при этом четко и ритмично, в быстром темпе произносим звук «д»: ддддд!
Упражнение «Балалайка» отличается тем, что кончик языка расположен ближе к верхним резцам, и произносим быстро и четко: дын-дын-дын-дын – сколько хватит дыхания.
упражнение «Дождик» предполагает чередование звуков «т» и «д», напоминающий стук капель дождя по крыше: ТДТДТДТД… Язык на бугорках, рот приоткрыт в улыбке. Дети очень любят выполнять это упражнение в сочетании с движением пальчиков и слушая стихотворение:
Дождик капнул на ладошку: тдтдтдтд,
На цветок: тдтдтдтд и на дорожку: тдтдтдтд.
Застучал по крыше он: тдтдтдтд
И раздался частый звон: тдтдтдтдтдтд!
3. Подъязычная связка должна хорошо растягиваться, поэтому выполняем следующие упражнения.
«Грибок» и «Гармошка». В упражнении «Гармошка» нужно медленно закрывать и открывать рот, не смыкая губ и удерживая при этом «Грибок», как бы растягивая меха гармони.
Упражнение «Вкусное варенье» способствует растягиванию уздечки и подъему языка, поэтому тоже будет полезным. Чтобы его выполнить, нужно открыть рот и широким языком облизнуть верхнюю губу в направлении снаружи вовнутрь. Выполнить 5-7 раз.
4. Еще для звука «р» нам нужен сильный выдох. Поэтому, чтобы увеличить объем выдыхаемого воздуха и усилить воздушную струю, можете упражняться, например, в выдувании мыльных пузырей или даже, просто прижав язык к небу за верхними зубами, дуть на звук «т» (на слух будет звучать как ТШШШШШШШШ, а возможно, получится и ТРРРРР).
Когда ребенок «зарычал», будьте очень внимательны к появившемуся звуку. Ведь вам предстоит закрепить «р» в речи. И если закрепится неправильный звук (например, горловой) – ох, как трудно будет исправить ситуацию.
Помните, что все упражнения, связанные с дыханием или длительным произнесением звука, должны быть строго дозированы по времени, иначе у ребенка закружится голова. И знайте: если вы сделали все, что могли, а ребенок не «рычит», мы, логопеды, всегда рядом и готовы вам подсказать, что делать дальше. Удачи!
Источник: doslovno.com