За последнее десятилетие наука заметно продвинулась вперёд: были созданы протезы, контролируемые мозгом, всё больше исследований обещают, что однажды мы сможем замедлить процесс старения. Многие вообще считают, что технологическая оптимизация всего организма не за горами.
Например, в апреле представители Facebook объявили, что планируют создать нейрокомпьютерный интерфейс, позволяющий пользователям отправлять свои мысли напрямую в соцсеть, не прикасаясь к клавиатуре. Компания надеется подготовить этот революционный продукт в течение нескольких лет. А Илон Маск недавно сообщил, что открывает новую компанию Neuralink, которая будет заниматься разработкой мозговых имплантатов, в том числе для чтения мыслей.
Это, конечно, цели, достойные восхищения, но не всё так просто. Человеческий организм — это не компьютер. Его нельзя взломать, перепрошить, запрограммировать или обновить.
Возьмём хотя бы самую «компьютерную» часть организма — мозг. Человеческий мозг не хранит и не обрабатывает информацию так же, как это делают компьютеры. У серого вещества нет автоматических настроек, с помощью которых можно было бы переписать плохие воспоминания, как в «Вечном сиянии чистого разума».
Подход предпринимателей не применим к биологии
Конечно, исследования в этой области продолжаются. Например, учёные надеются, что нейрокомпьютерные интерфейсы помогут в лечении психических заболеваний. Так, Управление перспективных исследовательских проектов Министерства обороны США (DARPA) финансирует проект стоимостью 65 миллионов долларов, направленный на разработку метода лечения психических болезней с помощью имплантированных электродов. Исследование длится уже больше десяти лет, но до сих пор неясно, какие области мозга целесообразнее всего стимулировать для лечения каждой болезни.
Предприниматели Кремниевой долины, решившие попробовать свои силы в сфере биологии, привносят в неё характерные для них идеалы хакерства.
Всего за два года специалисты Facebook собираются определить, будет ли осуществима их задумка посылать сообщения напрямую из мозга на экран со скоростью 100 слов в минуту. В настоящий момент максимальная скорость печатания с помощью имплантата в мозге — около 8 слов в минутуHigh performance communication by people with paralysis using an intracortical brain-computer interface..
Илон Маск считает, что первый нейрокомпьютерный интерфейс Neuralink появится в течение десятилетия. И это несмотря на то, что технологии, считывающие информацию из мозга, пока не больше чем фантастический проект. Сегодня мы можем измерить лишь малую часть той нейронной активности, которая необходима для подсоединения целого человеческого мозга к компьютеру или телепатического общения.
Да, в 2009 году учёные из Висконсинского университета в Мадисоне успешно провели эксперимент: опубликовали короткое сообщение в Twitter с помощью нейрокомпьютерного интерфейсаMassively Parallel Signal Processing using the Graphics Processing Unit for Real-Time Brain–Computer Interface Feature Extraction..
«Но вот с письмом или постом в Facebook это проделать гораздо сложнее, — говорит Джастин Уильямс, руководивший исследованием. — Нам только кажется, что отправить имейл просто, но представьте, сколько мыслительных процессов в этом задействовано: нужно заполнить строчки с темой и адресатом, потом написать само письмо. С биологической и технологической точки зрения это очень сложно».
Недавно человек впервые смог не только контролировать протез руки с помощью мозга, но и почувствовать, как эта рука двигаетсяA World of Awesome Mind-Controlled Prostheses Is Closer Than You Think.. Однако нам ещё очень далеко до понимания того, как работают 100 миллиардов нейронов головного мозга и 100 триллионов связей между ними. И уж тем более далеко до создания технологий, способных подсоединить их все к компьютеру.
И тем не менее подход «это должно быть сделано», характерный для индустрии технологий, распространяется повсеместно.
Организм человека больше чем хорошо отлаженный механизм
Сравнение человеческого организма с машиной вообще давно вошло в привычку. В XVI веке создание механизмов, работающих с помощью пружин и рычагов, привело к тому, что многие мыслители, в том числе Рене Декарт, стали и человека называть сложным механизмом. В XIX веке немецкий физик Гельмгольц сравнил наш мозг с телеграфом. В 1958 году математик Джон фон Нейман заявил в своей книге «Компьютер и мозг», что нервная система человека является «цифровой при отсутствии доказательств в пользу противного».
С развитием технологий менялись метафоры, но посыл оставался тем же: человеческий организм — это не что иное, как сложный механизм.
Но это не так. И такой взгляд на организм становится особенно опасным, когда биологию пытаются объединить с компьютерными системами. Мы рискуем начать относиться к своему организму — во всей его сложности, хрупкости и загадочности — как к машине, с которой мы его сравниваем. Мы рискуем пообещать невыполнимое и истратить время, деньги и терпение на оторванные от реальности исследования. Мы рискуем в процессе поплатиться своим здоровьем.
В конце концов, мы всё-таки живые существа, а не бездушные машины. И об этом нельзя забывать.
Источник: lifehacker.ru