Как найти врача и записаться на прием в онлайн-режиме
Развитие цифровых и информационных технологий меняет общий облик медицинской отрасли. Это сулит большие возможности в поиске в режиме онлайн врачей, а также избежать очередей, записавших на прием посредством специальных приложений и сайтов. В этой связи представляем вниманию читателей статью из газеты «Комсомолькая правда Казахстан».
Корреспондент «Комсомолки» сравнил казахстанские интернет-сервисы поиска врачей и убедился, что при всем богатстве выбора альтернативы мало.
Театр начинается, как известно, с вешалки, а любое медучреждение - с регистратуры. Возможно, я такой невезучий, но каждый раз, чтобы записаться на прием к врачу, приходится тратить кучу времени. Так было и на этот раз. На выходных ребенок начал подкашливать - не сильно, но подозрительно. Поэтому в понедельник с утра взялся за телефонную трубку. Короткие гудки регистратуры местной поликлиники издевались минут сорок. Наконец услышал заветное: «Поликлиника, говорите». Выяснилось, что терапевт сегодня не принимает, а чтобы записаться на прием, нужно... позвонить завтра. «Не один врач на весь Алматы...», - с этой мыслью открыл городской справочник. И тут выяснилось, что многие номера в толстой телефонной книге (между прочим, свежей - за 2017 год) не соответствуют действительности. Прачечная, пиццерия, турфирма, наконец, поликлиника. Прорваться через «занято» удалось минут через двадцать, но, узнав, сколько возьмут за прием, извинился, решив попасть все же к районному терапевту. В общем, кашель, напуганный травяными настойками тещи, ушел сам. Необходимость во враче отпала, но остался вопрос - можно ли в Казахстане найти нужного эскулапа, не тратя время и нервы, - с помощью высоких технологий?
Интернет в помощь
Поисковик предоставил богатый выбор - сервисов поиска врачей десятки. Поискать врача в Казахстане предлагают российские, белорусские и украинские сайты. На них даже не смотрю, я - за отечественный продукт, поэтому выбираю сервисы с казахстанской «пропиской». Таких оказалось немного. Еще меньше более-менее подходящих под простые требования: количество врачей в базе, охват по наибольшему числу городов страны и возможность записаться на прием онлайн.
Три сервиса с ограниченным количеством городов имеют примерно по 600 врачей. На их фоне выделятся Medelement - около 13 000 врачей в 16 городах Казахстана. Два сайта имеют онлайн-чаты. Для чистоты сравнения связываюсь с контакт-центрами. Выбираю не самую распространенную специализацию врача и задаю одинаковый вопрос: «Подскажите цитолога в Алматы». Topdoc в течение минуты предоставил контакты одного специалиста. На вопрос об альтернативе с сожалением ответил: «По нашей базе только она». Idoctor примерно через полтора часа вместо контактов сообщил, что «не со всеми клиниками города мы сотрудничаем». У Medelement и Docok нет возможности пообщаться онлайн - звоню по указанным телефонам. На Docok цитологов в базе тоже не оказалось, а вот Medelement предложил на выбор нескольких врачей в зависимости от района города.
Учитывая результаты небольшого исследования, рассмотрим подробнее, как пользоваться поиском врачей именно на Medelement.
1. На главной странице сайта medelement.com в блоке «Для пациентов» нас интересуют две рубрики: «поиск врача/клиники» и «запись онлайн». Вторая сразу сужает круг поиска - система покажет только врачей, принимающих по предварительной записи. Также стоит заглянуть в раздел «Акции и скидки клиник»: на момент написания статьи порядка 15 медучреждений предлагали подлечиться или пройти обследование по сниженным ценам. Ну и ради приобщения к высоким технологиям можно посмотреть раздел «Электронный кабинет пациента». Минздрав РК недавно пообещал, что к концу 2019 года всех нас переведут на электронные медицинские карты, так что после простой регистрации можно посмотреть, как примерно это будет выглядеть. Но об этом поговорим в следующий раз, а пока переходим непосредственно на страницу поиска врачей.
2. Цифры справа над списком врачей показывают, сколько всего специалистов в базе. Первая цифра в скобках - сколько из них принимают онлайн-заявки. Отсортировать список можно по городу, специализации, возможности выезда на дом и даже по фамилии врача, если точно знаете, кого ищете. Каждый врач или клиника имеют свою «личную страницу», где можно почитать отзывы пациентов, кстати, не все из них положительные, это говорит о том, что сервис, по крайней мере, честен с пациентами.
3. Удобно пользоваться и возможностью поиска врачей, профильных клиник или аптек, которые поближе к дому, с помощью интерактивной карты. Цифра в круге говорит о концентрации специалистов в пределах одного-двух кварталов города. При клике на круг с цифрой карта, увеличиваясь, показывает точное расположение искомых объектов с контактными данными.
4. А вот кнопка «запись онлайн» слегка разочаровала, точнее, не оправдала ожиданий. Воображение рисовало что-то вроде календаря со свободными днями и временем приема, но в реальности оказалась стандартная форма обратной связи - «в ближайшее время мы с вами свяжемся». Проверяю, насколько это время «ближайшее». Записался на прием сразу к пяти врачам разной специализации (кстати, приношу извинения, что ввел в заблуждение клиники, отняв время на общение с несостоявшимся пациентом). Первый звонок раздался минут через пять, последний - через тридцать. Причем последний был не из клиники, а из контакт-центра сервиса. Выяснилось, что если врач не реагирует на заявку онлайн, то через определенное время роль посредника принимает на себя контакт-центр, созванивается с пациентом и клиникой. Если клиника недоступна, порекомендует другого врача в этом же районе.
Кстати
Для любителей мобильных приложений существует такой казахстанский продукт, как «Посоветуй врача». Здесь пациенты делятся впечатлениями о работе отечественных врачей и клиник. Приложение позволяет и специалистам официально отвечать на комментарии пользователей. Приложение как для пациентов, так и для врачей бесплатное.
Онлайн запись к врачу на Западе
С помощью платформы Doctorlib можно удаленно записаться на прием к врачу. Для пациентов это бесплатно, а врачи платят по $117 в месяц, чтобы получить доступ к сервису. Doctorlib планирует стать лидером на европейском рынке и выйти на рынок США.
Французский стартап Doctolib привлек €26 млн ($28 млн) и собирается стать ведущей европейской платформой для записи к врачам. В октябре 2015 года компания уже получила на развитие €18 млн ($19,2 млн), пишет Business Insider.
Платформа работает во Франции и Германии, она позволяет бесплатно записаться к врачу. Медицинские работники платят €109 ($117) в месяц, чтобы получить доступ к сервису, управлению записями и коммуникациям через платформу.
Основатель проекта Станислас Ниокс был профессиональным теннисистом. Он основал компанию в 2013 году, когда получил серьезную травму спины и понял, что записаться к врачу иногда не так просто. По его словам, сейчас платформой ежемесячно пользуется 6 млн пациентов, 17 тысяч специалистов и 435 медицинских учреждений. Компания планирует захватить и рынок США, но в первую очередь развиваться во Франции и Германии.
Другой популярный тренд в сфере здравоохранения — телемедицина. Она позволяет удаленно консультироваться с врачом, что значительно сокращает временные затраты. Стартапы в этой сфере обещают недорогой и качественный сервис, а в медицинском центре Над аль-Хаммара (Дубаи) уже в прошлом году началось испытание системы телемедицины RoboDoc.
Новый стартап на смену ZocDoc?
В США, естественно, давным-давно существует проект по выбору врача и онлайн-записи к нему — это ZocDoc, почти монополист, единорог, инвестиции от DST, всё как положено, только IPO пока не было. Сегодняшний #стартапдня Amino считает, что и не должно быть, дедушке пора на покой, а на его место должен прийти сам Amino.
Своим главным преимуществом перед конкурентом новичок считает способ подбора врача.
ZocDoc традиционно для маркетплейсов ориентирует клиентов на оценки и отзывы предыдущих пользователей: кто больше нравится пациентам, тот, наверное, и лучше, записываться надо к нему. Этот подход неявно предполагает, что человек понимает, с хорошим ли профессионалом он имел дело — вполне логичное допущение, когда речь идет о курьере, но в случае врача оно совсем не так тривиально.
Amino заходит с совершенно другой стороны, он идет от статистики. Основной фактор ранжирования в его интерфейсе — то, как часто к врачу приходили пациенты с таким диагнозом, причем данные для вычислений берутся от страховых, то есть в них попадают почти все жители США, а не только те, кто записывался через стартап. По большому счету, количество клиентов — тоже не медицинский показатель и с первого взгляда совершенно неочевидно, что он лучше, чем оценки.
Логика за ним стоит такая: Голосование ногами и кошельком все-таки ответственнее, чем мышкой, если они расходятся, верить надо ногам;
Оценки в ZocDoc общие, а статистика в Amino привязана к диагнозу, а значит точнее отражает специализацию и опыт конкретного доктора.
Кроме количества визитов Amino анализирует и цены, причем старается предсказать то, что интересует пациента больше всего — стоимость полного курса лечения, а не только первого приема или процедуры. Разброс, конечно, получается большой, но это лучше, чем ничего, а для целей сравнения и разброс не помеха, понятно, что $150-$500 это почти всегда дешевле чем $250-$800.