Время не ждет - Артюхина о введении норм нового Экологического кодекса

Oinet1 22-04-2020

Природа, не дождавшись, когда мы объединим усилия, сама подсказывает нам решение.

Артюхина Галина, исполнительный директор ОЮЛ "Казахстанская ассоциация природопользователей для устойчивого развития" поделилась с zakon.kz размышлениями о том, как решить экологические проблемы.

Весна в этом году пришла в Казахстан не привычно шумным и многолюдным праздником Наурыз, вынужденными мерами карантинной изоляции, вызвавшими простой большинства производств, отсутствие людей и движения транспорта на улицах городов. Спустя всего пару недель социальные сети, интернет и телевизионные каналы начали наполняться фотографиями и видеозаписями, подтверждающими неожиданно быстрые изменения, которые происходят в окружающей нас природе. Мегаполис Алматы наполнился чистым горным воздухом, из-под тротуарной плитки проросли полевые маки, фотоловушки в горах Иле-Алатауского национального парка фиксируют рост численности и повышение активности диких животных, в том числе, занесенных в Красную книгу Казахстана.

Получается, что единственным эффективным способом охранять природу является тотальное ограничение деятельности человека? Хотя по официальным данным в Казахстане отмечаются некоторые улучшения, но как обыватели и жители своих городов и населенных пунктов мы зачастую видим абсолютно иные картины… Кого мы обманываем? Себя, своих детей уже рожденных и тех, кому еще только предстоит родиться в следующее десятилетие в нашей стране?

Отодвинем эмоции и перейдем к сухими фактам статистики. По итогам выполнения Стратегического плана по снижению выбросов Комитет экологического регулирования и контроля сообщает, что фактический объем выбросов загрязняющих веществ в воздух в 2019 г. составил порядка 2,5 млн тонн. Легко посчитать, что на каждого из нас ежегодно приходится 134 кг/чел. Много это или мало?

Сравним с официальной статистикой стран ОЭСР1 , причем возьмем страны с высокими показателями экономической деятельности.

Например:

− в США общие выбросы в 2017 г. были на уровне 273 кг/чел., и с 2010 г. они сократились на 24%, а за последние 20 лет на 55%;

− в Германии общие выбросы в 2017 г. были на уровне 68 кг/чел.(!), причем за последние 20 лет они сократились на 42%;

− в Чехии (близкая по экономическому развитию к Казахстану) общие выбросы в 2017 г. были на уровне 131 кг/чел.(!), и за последние 20 лет они сократились на 32%.

Зададимся вопросом: достойны ли мы, граждане Казахстана, такого же качества воздуха, как, например, в Германии? Или мы генетически сконструированы иначе и снабжены особой системой внутренней защиты от вредных веществ?

Оппоненты могут сказать, что в Казахстане и в мире много "чистых" мест, куда можно поехать и отдохнуть. Значит, право на чистый воздух мы даем только тем, кто имеет джип, чтобы забраться высоко в горы, или высокую зарплату, чтобы поехать на курорты той же Чехии? Ничего общего такое заявление не имеет с основополагающими принципами устойчивого развития ООН, в основе которых лежит право на высокое качество жизни для ВСЕХ людей.

Вот уже третий год мы бурно обсуждаем перспективу принятия нового Экологического кодекса (или Кодекса об охране окружающей среды), ломаем копья. Бизнес утверждает, что новые нормы чрезмерно строги, и таких нет нигде в мире. Экологическая общественность утверждает, что те же самые нормы необоснованно мягки и не приведут к реальному решению экологических проблем.

И вот природа, не дождавшись, когда мы объединим усилия, сама подсказывает нам решение: пока в городах снизилось антропогенное давление, практически полностью сократилось движение автотранспорта, можно сделать замеры качества воздуха и принять эти показатели как целевые. Так, без дополнительных затрат на исследования, власти на местах могут легко увидеть цели, к которым надо стремиться в ближайшем будущем.

Что касается регулирования индустриальных выбросов, то, чем быстрее мы введем в действие нормы нового Экологического кодекса, тем комфортнее будут условия для бизнеса, чтобы пережить рецессию, которую прогнозируют после пандемии. Те предприятия, которые планомерно и своевременно инвестировали в модернизацию и новые технологии, могут и должны получить освобождение от уплаты за нормативные выбросы. А это – существенные средства, которые позволят им сохранить конкурентоспособность и выстоять в тяжелые времена.

Такие передовые экологические нормы, как НДТ (наилучшие доступные технологии), комплексные экологические разрешения, упрощение режима экологического регулирования малого бизнеса – все это позволит улучшать качество окружающей среды при одновременном снижении давления на бизнес и повышении ответственности власти перед населением страны.

В сложившихся сегодня экономических условиях неотложное введение норм нового Экологического кодекса – единственно правильное решение, которое позволит нам сохранить достигнутый уровень устойчивого развития Казахстана, а по ряду показателей и улучшить.

Про #РазныеРешения читайте в журнале "Экология и промышленность Казахстана".

Послесловие. Анализу причин и последствий эпидемиологической и экономической ситуации, вызванной пандемией коронавируса COVID-19, будут уделять большое внимание еще долго после ее завершения. Но экспертам уже точно ясно, что этот период войдет во все учебники по экологии как глобальный кейс, масштабы которого не могли представить даже самые оголтелые экологисты и противники индустриального развития человечества.

Биометрическую идентификацию пассажиров планируют запустить в поездах Казахстана
Начальник отделения Казпочты в ЗКО присвоил 37 млн тенге
Көтерілу
×