Эхо критики. Кому предназначены ее отголоски?

oinet1 15-08-2020

Screenshot_2.jpg

На днях аким города Шымкента Мурат Айтенов провел рабочее совещание, в котором были затронуты вопросы привлечения инвесторов, развитии малого и среднего бизнеса. В ходе совещания глава города подверг критике деятельность  АО «СПК «Shymkent». В частности, в распространенном пресс-службой акимата города сообщении говорится, что Мурат Айтенов весьма не удовлетворен работой «СПК» Shymkent».

«Во время встреч с предпринимателями они выражают свое недовольство излишней бюрократией в работе. По принципу «одного окна» нами был открыт специальный фронт-офис для обслуживания предпринимателей, где они должны получить ответы на интересующие их вопросы, и помощь при открытии собственного дела. Однако, на сегодняшний день я не вижу результата работы данного учреждения», - приводится слова акима города в сообщении.

Меж тем, на официальном веб-ресурсе АО «СПК «Shymkent» заявлено, что учредителем и акционером общества является акимат города Шымкент в лице государственного учреждения «Управление финансов города Шымкент».

В этом же источнике приводится, что Социально-предпринимательская корпорация «Shymkent» является региональным институтом развития, стимулирующим экономическую активность в регионе, в том числе через привлечение инвестиций, выступает катализатором формирования конкурентоспособных устойчивых производств. В качестве миссии корпорации определены задачи поддержки бизнес-инициатив и оказание содействия социально-экономическому развитию города Шымкент на принципах государственно-частного партнерства.

Председателем совета директоров СПК по должности является заместитель акима города А.Саттибаев, в состав совета директоров акционерного общества входят руководители управлений финансов, предпринимательства и индустриально-инновационного развития акимата города Шымкент К.Жанбосынов и Б.Дуйсебеков, председатель правления АО Б.Канкин. Независимыми директорами определены директор ТОО «Эристайл Казахстан» О.Мамиров, директор Шымкентского городского филиала НПП «Атамекен» Н.Кабиштаев.

В состав руководства, кроме председателя правления, входят его три заместителя. Структура акционерного общества состоит из 9-ти департаментов,  фронт-офиса, трех дочерних организаций. О фактическом количестве сотрудников корпорации, веб-ресурс компании скромно умалчивает. Хотя, источником финансирования данного института является управление финансов города, то бишь бюджетные средства, то общественность города имеет полное право знать, кого же наняло руководство корпорации для реализации задач по  «стимулированию экономической активности» города.

Если с привлечением бюджетных средств создано акционерное общество, то широкая общественность имеет также право знать об экономических активах корпорации, их ликвидности, доходов и расходов общества, ее дочерних организаций, в открытом доступе должна находиться информация, касающейся размеров, так сказать, бонусов и премиальных топ-менеджмента. Но как видим, всего этого нет и скорее всего, никогда и не будет.

Хотелось бы, чтобы руководство АО «СПК «Shymkent» учло урок бывших руководителей, аналогичных СПК компании, как, «СК-Фармация», «Фонд социального медицинского страхования», камнем преткновения которых, стали как раз таки отсуствие открытости в их деятельности.

Но вернемся к оценке работы руководства корпорации, озвученных акимом города в ходе совещания. По словам председателя акционерного общества Бауыржана Канкина, на сегодняшний день из 66 запланированных проектов, корпорацией реализовано 32 проекта.  31 проект находится в стадии разработки, по 3 проектам ведутся уточнения. В состав проектов, которых сопровождает корпорация, входят 9 проектов по строительству домов, 9 проектов сферы образования, 6 проектов сферы здравоохранения, 13 проектов по созданию торговых точек, 6 проектов, касающихся сферы малого и среднего бизнеса, 16 проектов по налаживанию производства и 7 проектов в агропромышленном комплексе. Здесь мы приводим лишь цифры, озвученные в ходе совещания под председательством главы города. Мы, как и вся общественность города, не имеем ни малейшего понятия по каким критериям прошли отбор данные проекты, не говоря уже об их рентабельности или уровне пользы, которые, смогли бы они принести престижу города.

Значит ли критика М.Айтенова, впрочем вполне ожидаемая, являться оценкой работы своего заместителя, по совместительству председателя совета директоров СПК А.Саттибаева, руководителя управления финансов К.Жанбосынова, руководителя управления предпринимательства и индустриально-инновационного развития Б.Дуйсебекова, по совместительству являющимися не последними лицами в составе совета директоров акционерного общества? 

И еще. 18 мая текущего года под председательством акима города Мурата Айтенова состоялось совещание по вопросам поддержки субъектов малого и среднего бизнеса в условиях кризиса. В нем градоначальник ответственно заявил, что весомый вклад в посткризисное восстановление должна внести новая микрофинансовая организация, зарождаемая в недрах акимата. 

«В Шымкенте в соответствии с законом, совместно с акиматом и Палатой предпринимателей «Атамекен» должна быть создана микрофинансовая организация, на формирование уставного капитала должны быть выделены соответствующие средства»,- отметил тогда М.Айтенов. 

Поручение акима на ура растиражировали все СМИ и социальные сети. И тут возникает вопрос: насколько рентабельно содержать два абсолютно равнозначных в финансовом плане организаций? А ведь структура новой организации точь в точь будет повторять управленческую структуру корпорации, которую мы сейчас имеем и высказываем свое недовольство ее работой. Точно также будут назначены члены правления, состав директоров, созданы десяток департаментов, где будут трудиться не покладая рук «золотые головы», вернее ставленники ответственных в коридорах власти лиц.

Тем не менее, Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев еще в прошлом году подписал Указ о введении моратория на создание субъектов квазигосударственного сектора. "Постановляю ввести до 31 декабря 2020 года мораторий на создание субъектов квазигосударственного сектора, за исключением: юридических лиц, осуществляющих деятельность в социальной сфере и (или) в области жизнеобеспечения населенных пунктов; юрлиц, создаваемых в рамках оптимизации действующих юридических лиц путем их реорганизации (слияния или преобразования)", – говорится в документе.

Как акимат Шымкента будет обходить данное правовое ограничение покажет время.

М.Балтабаев

Лучший инженер – отбор сильнейших специалистов
Светское государство и равноправие конфессий в Казахстане: что за фасадом?

Көтерілу
×