Светское государство и равноправие конфессий в Казахстане: что за фасадом?

oinet1 19-08-2020

OINET.KZ - Согласно ст. 1 и ст. 5 Конституции, Республика Казахстан является светским государством, провозглашен принцип невмешательства религии в политику и равноправия перед законом всех религиозных объединений.

Screenshot_2.jpg

Это официально принятая и многократно озвученная точка зрения, которая находит философское и политическое обоснование государственных чиновников и обслуживающих власть научных работников.

Однако общественная практика свидетельствует о несколько иной картине, а именно – о наличии ряда проблемных моментов, которые если и не отрицают полностью конституционные нормы, то существенно корректируют их в сторону религиозного доминирования в общественной жизни и реальности возникновения меж- и внутрирелигиозных конфликтов.

Принцип толерантности это не более чем политкорректный термин, который отнюдь не означает отсутствия разногласий между конфессиями, которые, зачастую, носят непримиримый характер.

Недостаток информации и сложившиеся стереотипы приводят к формированию не более чем благопристойного фасада, но не внутреннего содержания.

Чтобы не быть голословным, проиллюстрируем это на примере Шымкента и Туркестанской области.

По данным социологических исследований, проведенных в регионе различными аналитическими структурами в последнее время, уровень религиозности населения колеблется от 60 до 90%.  

Религизация населения юга Казахстана – сегодня это объективная реальность. Но дело, может быть, не столько в действительной религиозности, сколько в соблюдении внешних норм и демонстрации имиджа «истинного верующего».

На юге это многого стоит. Особенно в сельской местности, мононациональной среде и при определенной ограниченности информационного пространства.

Не могу утверждать за весь Казахстан, но то, что религия и религиозные организации на юге играют весьма значимую роль и в случае объективного или субъективного стечения обстоятельств могут серьезно поучаствовать ну если не в борьбе за политическую власть, то хоты бы в продвижении своих ставленников, свидетельствуют следующие аргументы:

- непрекращающийся рост численности религиозных объединений. 

- наличие в регионе ряда организаций нескольких религиозных конфессий, которые имеют мощное финансовое спонсирование из-за рубежа, массовую поддержку местного населения и наличие определенного лобби в столичных коридорах власти. 

В числе в определенной мере спонсируемых конфессий можно обозначить: ислам как законопослушного суннитского толка, так и различные его радикальные ответвления (спонсирование – Саудовская Аравия, Кувейт, Пакистан, Турция, другие страны исламского мира), протестантизм (спонсирование – США, Южная Корея, Германия), православие (спонсирование – Россия), католицизм (спонсирование – Ватикан, Польша).

-  распространение радикальной религиозной идеологии. 

- наличие и функционирование в регионе вне правового поля более десятка официально незарегистрированных религиозных конфессий, имеющих собственную сеть неформальных объединений и активно проводящих религиозную деятельность. 

В их числе: шиизм, суфизм, салафизм, ортодоксальный баптизм, ильинцы, сахаджа-йога, тенгрианство, Церковь Рейки, сатанизм. Их деятельность не регламентируется никакими юридическими документами, кроме репрессивных – наказания руководителей и рядовых членов за нерегистрацию в госорганах, исповедание и распространение собственного религиозного вероучения.

Помимо правового конфликта названных конфессий с государственными структурами, возникает, а, зачастую, и провоцируется, конфликт на национальной и бытовой почве, что приводит к дестабилизации общественно-политической ситуации. В этом плане следует особо отметить, что юг Казахстана является центром распространения ислама в Казахстане и подавляющее большинство районов области являются мононациональными. 

Эти обстоятельства весьма осложняют возникающие конфликты на религиозной почве, так как исповедание другой религии, кроме ислама суннитского толка, воспринимается как предательство нации и национальных интересов.

Даже перечисленных аргументов, хотя на самом деле их намного больше, достаточно для солидного влияния и соучастия во власти. Только все это происходит латентно, как бы параллельно светской жизни и неизвестно для непосвященных.

Эхо критики. Кому предназначены ее отголоски?
«Как отправить акима в отставку?»

Көтерілу
×