«Здравозахоронение». Фильм о больной медицинской системе США
Для многих любителей неигрового кино Майкл Мур стал флагманом мирового документального кинематографа. "ЗДРАВОЗАХОРОНЕНИЕ" - очередная антиамериканская лента мэтра, которая посвящена проблемам здравоохранения США. Хоть с тех пор прошло десять лет, фильм не теряет своей актуальности и сегодня.
Мур выслушивает истории различных людей, так или иначе пострадавших и страдающих от ненасытной и всепоглощающей "американской мечты". Жажда обогащения проникла даже в ту область жизни государства, где одно упоминание о деньгах можно воспринимать как кощунство.
Как ни странно, здоровье, а порой и жизнь людей всё больше и больше зависит не от профессионализма врачей, а от благосостояния и амбиций страховщиков! Им выгодны отказы людей от дорогостоящего лечения. Ослепленные перспективами быстрой и лёгкой наживы на бедах и болезнях людей, живущих рядом с ними, они создают целые отделы по работе с "возражениями". "Охота за жизнями" приобретает очертания банального бизнеса, обычного процесса купли-продажи.
Американец случайно отпилил себе два пальца циркулярной пилой. Он не был застрахован. Он обратился в больницу, где ему предложили пришить один палец за 12000$, а другой — за 60000$. У него не было денег на оба пальца, поэтому он выбрал тот, что за 12000$ баксов, — это одна из тысяч историй, которые прислали Майклу Муру простые американцы, возмущенные системой здравоохранения в стране. Почему люди должны выбирать какой палец им дороже? Почему для американца лечение на Кубе стоит в разы дешевле, чем у себя дома? Эти и другие вопросы задает Майкл Мур.
Автором проведено сравнение американской системы здравоохранения с системами здравоохранения Франции, Великобритании и и других государств. Несмотря на весьма антиамериканский взгляд Мура, фильм поднимает реальную проблему, хоть и очень однобоко. Он очень подробно освещает её и ставит конкретные вопросы по исправлению ситуации.
Двухчасовой фильм смотрится на одном дыхании, потрясая цинизмом и равнодушием "рабов жёлтого дьявола" к своим соседям, коллегам, близким!
Кто такой Майкл Мур?
Майкл Мур — cвиду толстый немолодой американец, в очках и с не очень приятным лицом, вечно ходит в кедах и бейсболке.. А ещё он талантливый журналист и режиссер с мировым именем. Снимает Мур документальные фильмы, которые представляют собой журналистские расследования на самые скандальные политические вопросы в США. Его фильм «Боулинг для Колумбины»(2002) про огнестрельное оружие в США получил «Оскар» в номинации «Лучший документальный фильм». А его «Фаренгейт 9/11» (2004) получил «Золотую пальмовую ветвь» в Каннах и триумфально прошёл в кинотеатрах. После такого триумфа Мур сделал перерыв, но через 3 года нанес очередной удар по системе…
Про патриотизм…
Всем известно, что американцы кичатся своим патриотизмом. Но настоящий патриот не тот, кто тупо кричит «Ю-эс-эй! Ю-эс-эй!» и не тот, кто вывешивает звёздно-полосатый флаг перед своим домом — это псевдопатриоты, а тот, кто интересуется настоящим положением дел в стране, кто хочет, чтоб его страна стала лучше и что-то делает для этого. Как Майкл Мур, например. Он хорошо знает историю США, но хочет знать, что происходит со страной в настоящее время. И он открывает глаза другим, а также борется за демократические права обычных граждан с теми, кто их попирает. Помимо своих фильмов, он организует фонды и движения, помогает отдельным людям…
Ведь легко быть патриотом, когда ты видишь всё в розовом свете, потому что тебе через СМИ внушают, что твоя страна — самая лучшая, самая развитая, самая богатая и так далее. Поясним на примере здравоохранения. Ведь американцы считали, что их система самая лучшая, что у них лучшее оборудование и врачи. А Мур показал, что эта система погрязла во лжи и коррупции, указал на все её недостатки и сравнил со здравоохранением в других странах. И уже не так легко быть патриотом, когда узнаёшь, что твоё лекарство, которое в Америке стоит свыше 100 долларов, на Кубе стоит 5 центов — другими словами, когда узнаёшь, что тебя постоянно обманывают и наживаются на тебе, а государство поощряет это.
Почему этот фильм интересен для зрителя?
Во-первых, потому что во многих странах хотят сделать систему здравоохранения по типу американской. Если раньше в СССР было самое лучшее здравоохранение — то есть бесплатное для всех — то теперь в странах СНГ становится всё больше платных больниц, где каждая услуга имеет свою цену — начиная от анализов и кончая операцией. Всё официально и всё документировано, хотя и взятки никто пока не отменял.
Во-вторых, в этом фильме Мур путешествует по разным странам — Канаде, Великобритании, Франции и Кубе. Он знакомится с жизнью обычных людей там, разговаривает с людьми, узнаёт об их уровне жизни и доходах, заходит к ним в дом и т. д. Также он знакомит нас с некоторыми законами этих стран и показывает их в действии. Мур делает это для того, чтобы спустить американцев на Землю, показать, что другие страны не менее, а даже более развиты в том, что касается уровня жизни.
Из этого фильма можно легко понять, почему в Америке молодёжь с 15 лет подрабатывает и почему люди работают на нескольких работах. Просто люди там живут в долг и вся система на этом построена. А ведь самый лучший работник тот, который «в долгах как в шелках» — он дорожит работой, потому что боится: если потеряет эту работу, то у него отнимут дом, машину и остальное имущество. Учёба там платная, но банки дают кредит на неё, поэтому закончил ВУЗ и отрабатываешь…
Ещё из фильма можно узнать, что их СМИ поливают грязью другие страны и Мур открыто говорит об этом. Если раньше главным объектом нападок СМИ был СССР, то теперь они настраивают людей против других стран, например Франции. Канаду вообще выставляют недоразвитой деревенской страной.
По утверждению фильма «Здравозахоронение», почти пятьдесят миллионов американцев не имеют медицинской страховки, а те, кто застрахованы, очень часто становятся жертвами бюрократии и бумажной волокиты страховых компаний. В фильме множество интервью с людьми, у которых, по их мнению, имелись достаточные основания для получения медицинской помощи, но им было в ней отказано. Бывшие сотрудники страховых компаний описывают инициативы компаний по снижению затрат, которые вели к финансовым премиям врачей, работающих в компании. Идея заключалась в том, чтобы дать компании возможность избежать предоставления необходимой по договору медицинской помощи застрахованным гражданам, тем самым увеличивая прибыльность страховых компаний.
В Канаде Мур описывает случай с Томми Дугласом, которого выбрали «Величайшим Канадцем» в 2004 году за его вклад в канадскую систему здравоохранения. Мур также берет интервью у микрохирурга и у людей, ожидающих медицинской помощи в обычной канадской больнице.
Дополнение к фильму
Против этого фильма развернулась антимуровская кампания по заказу могущественных страховых компаний. Мура обвинили по телевидению, что его фильм — враньё и пропаганда социализма. Большинство американцев до сих пор боятся социализма как огня, хотя не знают, что это такое. И если нужно обратить людей против какого-то закона или политика, то часто достаточно через СМИ обвинить закон/политика в социализме и это работает в США. Годы пропаганды не прошли даром… Поэтому Мур сделал дополнительные материалы к этой картине, в которых он, во-первых, отвечает на эти обвинения, а также показывает страну с самым высоким уровнем жизни — Норвегию и рассказывает о своей кампании в поддержку закона о бесплатном для всех здравоохранении. Дополнительные материалы представляют собой вполне самостоятельный часовой документальный фильм, поэтому рекомендуем к просмотру.
Справка
«Здравозахоронение» (англ. Sicko) — документальный фильм известного американского режиссёра-документалиста Майкла Мура. Фильм посвящён несовершенству системы медицинского страхования США по сравнению с системой бесплатной общедоступной медицины, существующей в других странах (Канада, Великобритания, Франция, Куба).
Премьера фильма состоялась 19 мая 2007 года на Каннском кинофестивале, где он был удостоен 15-минутной овации стоя от 2000 зрителей Grand Theatre Lumiere. В 2008 году фильм был номинирован на «Оскар» в категории «Лучший документальный фильм». Всего в мировом прокате фильм собрал около 36 млн долларов.